Назад к списку

На выход: зачем вашему ИТ-продукту на новый рынок в кризис

И почему это стоит делать прямо сейчас? Один из топов фонда Runa Capital - Константин Виноградов - еще в конце августа сменил постоянную локацию на Лондон. Одной и причин переезда назвав ухудшение инвестиционного климата в России. FinExpertiza опубликовала отчёт, в котором назвала «сильнейшим падением прибыли за 16 лет» показатели по обороту крупного и среднего бизнеса за три месяца «карантина». Уже по итогам июля в России стало на 43 тысячи компаний меньше. Хотя многие позитивно настроенные эксперты считали, что весенняя убыль или «отрицательный рост» в 25 тысяч - это и есть то самое дно. Оказалось, нет, со дна ещё не стучали. 


По итогам сентябрьского совещания Мишустина стало ясно, что Минфин ищет - и, традиционно, найдет - способы увеличения просевшего из-за кризиса и мер социальной поддержки бюджета. И искать он будет в понятных ему плоскостях - налоговых сборах для бизнеса. 


Часть традиционных компаний, которая еще в марте-апреле рассчитывала на возможный отскок по оборотам - например, HoReCa - после снятия ограничительных мер попросту не открылась. А ряд источников, в том числе «Ведомости», пишут, что в течение ближайших 2 недель Москву и московский бизнес ждет очередной «карантин». 


Что вам даст выход на глобальный рынок в период всеобщего коронокризисного коллапса? Особенно, если вы ИТ-компания, работающая в B2B?  


Дешевле 

ИТ-предприниматель и консультант финтех стартапа Finery Tech - Дмитрий Синькевич, работает в Лимассоле. За весь период карантина его маркетинговые бюджеты сократились в несколько раз. Не по личным соображениям - органически. Международные конференции, которые посещал Синькевич и его распределенная команда - перетекли в онлайн. И проходили бесплатно либо за очень небольшие деньги, такие как, например, NFT.NYC: 2020.  


«Эффективность посещения онлайн конференций все ещё ниже, чем встречи на конференциях в офлайне. Но стоимость их существенно ниже, а скорость выхода на переговоры примерно такая же, как и в случае с личной встречей на мероприятии», - говорит Синькевич. 


Что происходит сейчас? Цены на крупные международные ивенты слегка подросли, но это все ещё сильно дешевле, чем их офлайн аналоги в прошлом. Вопрос нетворкинга решается использованием бизнес-дэйтинг сервисов. А личных встреч - переговорами в Zoom. Люди не жаждут встреч в офисе или аудиенции на офлайн конференции, а это минус расходы на самолеты, входные билеты и прочих «медведей с цыганами» в виде переводчиков, ужины в ресторанах и необходимости произвести впечатление дорогим костюмом. Переговоры по Zoom, конечно, не стали аналогом «пижамных вечеринок», но как минимум свели на нет необходимость «украшательства» и долгих ухаживаний до того, как приступить к обсуждению возможного совместного дела. 

Кроме ивент-индустрии за время пандемии просели и традиционные медиа. Публикация новости в европейском издании еще год назад могла обойтись вам в несколько сот евро, сегодня будет в 2-4 раза дешевле. Меньше стали стоить и услуги агентств-агрегаторов журналистских запросов, которые соединяют бизнес с международными СМИ. Но это только в том случае, если вы обратитесь к ним напрямую, а не через подрядчиков-прослоек.  


Одинаковый бизнес-контекст 

То негативное, что дал коронокризис бизнесу, имеет и позитивную сторону. Бизнес в США, Канаде и Европе сейчас живёт и работает в похожем сценарии. Для всех существует один и тот же бизнес-контекст. Никто больше не рвется встречаться с тобой face to face. Даже дискуссии глав государств все чаще переходят в режим телефонных переговоров. Сколько еще это продлится? Одни эксперты прогнозируют период в полгода - до массовой вакцинации и приобретения коллективного иммунитета. Другие - и того дольше. Так как привычка вести дела онлайн, как с точки зрения удобства, так и с точки зрения безопасности, может остаться с нами еще на пару лет. Вот и то, что еще год назад казалось нереальным - например, провести сессию бизнес-переговоров с американскими коллегами онлайн и выйти на ЛПР с первого звонка - сегодня неизбежная данность. Причем для обеих сторон. И если вы искали момента для эффективного знакомства с вашим потребителем вне вашей родной локации - лучшего времени не придумаешь.


V-образный отскок и заработок в валюте 

Развитие традиционного бизнеса и рост покупательной способности в кризисной экономике в России и за ее пределами - это два разных роста. И сильнее всего это почувствуют те, кто работает исключительно на локальном российском рынке и рынке СНГ, где расчеты также привязаны к национальной валюте. Валентин Макаров, президент некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения «РУССОФТ» рассказал РБК о том, что просевший рубль дал фору российскому ИТ, экспортирующему услуги и технологии на мировой рынок:

«Те, кто работает на экспорт, получили ощутимую прибавку доходов в рублях, потому что цены заграничных контрактов как правило номинированы в долларах или евро. Повысилась и конкурентоспособность российских компаний на мировых рынках — они могут теперь на конкурсах выставлять более низкие цены, примерно на 10%, и, соответственно, чаще побеждать. Всплеск девальвации понизил конкурентоспособность компаний, работающих преимущественно на российском рынке, поскольку их доходы не изменились, а у некоторых даже упали вследствие сокращения заказов в ряде сегментов из-за коронавирусных проблем. Они начинают серьезно проигрывать экспортирующим компаниям на рынке труда в борьбе за кадры», - подытоживает Макаров.  


Суммарная прибыль российских компаний продолжает снижаться https://t.me/pornstat


Кроме очевидных преимуществ, глобальный опыт дает преимущество в переговорах с крупным российским заказчиком ИТ-услуг. Что поможет даже в случае не слишком скорой и большой удачи при выходе на мир - получить вполне ощутимый профит и интерес новой для себя целевой аудитории стоя на родной почве.